Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

«Права и обязанности ребенка» (беседа)

Беседа «Права и обязанности ребенка»

1. Организационное  начало

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем беседу на тему «Права и обязанности ребенка».

2. Вступительное слово

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют?

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей.

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей.

Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка”.

В каждой стране есть еще и своя Конституция - это основной закон, по которому должны жить граждане страны.

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

3. Беседа по теме

- Давайте подумаем: как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).

- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

- право на жизнь

- Дети имеют право жить вместе со своими родителями и никто не может их разлучить

право относится ко всем одинаково, независимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.

-право на отдых и досуг

-право на бесплатное образование

Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому-что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

4. Конкурс «Кто больше вспомнит»

«Конкурс «Кто больше вспомнит».

Работа в группах. (обсуждения)

(группа разделилась по парамдетям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены)     (вспоминаем правила работы в группах)

1 пара - «Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);

2 пара  -  «Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки).

3 пара  - «Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, независимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)

4 пара  – «Золушка» (несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)

5  пара  «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)

6 пара  «Волк и семеро козлят» (Волк не имеет право вторгаться в наше жилище, оно не прикосновенно).

Пояснение, почему и пример ситуации из сказки

Вывод:

- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) –это самое дорогое, что у него есть.

5. Изучение обязанностей учащихся.

- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности.

 «Обязанности учащихся» (ответы детей)

  1. Посещать все уроки, не опаздывая на них.
  2. На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.
  3. Успевать по всем предметам школьного курса.
  4. Во время перемен, в столовойна общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.
  5. Соблюдать культуру внешнего вида.
  6. Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

- И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

- Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и на сколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

- Как будут относиться к вам учителя, если выбудите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

- Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

  - Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

Итог:

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

- Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).

- Хотите жить без друзей (Нет).

  

Вывод:

- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

Итог:

- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

6. Практическое задание

Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

7. Итог:

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

8. Рефлексия

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? 

 

 

Разделы сайта