Беседа «Права и обязанности ребенка»
1. Организационное начало
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем беседу на тему «Права и обязанности ребенка».
2. Вступительное слово
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют?
И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей.
Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей.
Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка”.
В каждой стране есть еще и своя Конституция - это основной закон, по которому должны жить граждане страны.
Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.
3. Беседа по теме
- Давайте подумаем: как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).
- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?
- право на жизнь
- Дети имеют право жить вместе со своими родителями и никто не может их разлучить
- право относится ко всем одинаково, независимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.
-право на отдых и досуг
-право на бесплатное образование
Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?
(Потому-что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).
4. Конкурс «Кто больше вспомнит»
«Конкурс «Кто больше вспомнит».
Работа в группах. (обсуждения)
(группа разделилась по парам, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах)
1 пара - «Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);
2 пара - «Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки).
3 пара - «Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, независимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)
4 пара – «Золушка» (несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)
5 пара – «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)
6 пара «Волк и семеро козлят» (Волк не имеет право вторгаться в наше жилище, оно не прикосновенно).
Пояснение, почему и пример ситуации из сказки
Вывод:
- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) –это самое дорогое, что у него есть.
5. Изучение обязанностей учащихся.
- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности.
«Обязанности учащихся» (ответы детей)
- Посещать все уроки, не опаздывая на них.
- На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.
- Успевать по всем предметам школьного курса.
- Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.
- Соблюдать культуру внешнего вида.
- Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.
- И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.
- Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и на сколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.
И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»
Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.
- Как будут относиться к вам учителя, если выбудите прогуливать уроки, или опаздывать на них?
(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).
- Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).
- Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).
- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).
Итог:
-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).
- Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).
- Хотите жить без друзей (Нет).
Вывод:
- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.
Итог:
- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
6. Практическое задание
Тест:
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
7. Итог:
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
8. Рефлексия
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?